28484076494351

Il n’y a que les sots et les betes de malheureux…

Я — историк, ученый. Для историка, чтобы быть объективным в работе, даже моральные оценки, и, конечно, эстетические вкусы, не должны «мешать». Особенно, когда речь идет об общественно значимых явлениях. Историк, чтобы не потерять свой «предмет» в буре эмоций или в идее фикс, должен быть, как пушкинский Командор. Он всегда обязан оставаться на профессиональных позициях, как страж социальной правды. Для этого, действительно быть по ту сторону добра и зла, и партийных (от латинского слова partio — делю, разделяю) интересов. Историк не может быть политиком. Тем более, принадлежать какой-то партии, не важно – правящей или оппозиционной. То, что мы так мало знаем правды об Иване Грозном, к примеру, виноваты два историка – его близкие друзья, один — в начале правления Великого Князя, другой – в конце. Кстати, оба были священниками и обоих звали Сильвестрами…Потому, что они были политиками и «партийцами».
У историка – своя логика. Кстати, я уверена, что историком нужно родиться и иметь особый дар – чувствовать, что в окружающей тебя действительности, будь то события или люди, особенно последние, которые считаются, еще в бытность свою, « историческими» удосужатся признания Клио! А то, человек еще живой и активный, а уже мнит себя «исторической личностью». Клио плывет на плоту Медузы по Стиксу, и далеко не всех желающих вылавливает из Лето! К примеру, ты, мой читатель, знаешь, что после отречения Николая Второго больше недели Россией правил некто Булочкин? «Историческая личность»! Уверена, что не знаешь! (Я наткнулась на этот документированный факт совершенно случайно). А некоторые «булочкины» могут «разделять и властвовать» ой, как долго! Но – таков печальный их удел – «уйти, и не оставить следа!» (Марина Цветаева). А, вот «наследить» (В.М.Шукшин) при жизни они могут…
…Я одно время чрезвычайно интересовалась декабристами. Точнее говоря – декабристками. Объехала все места ссылок декабристов, добралась до Акатуя и нашла могилу Михаила Сергеевича Лунина. Эта могила до сих пор держится под секретом! Лунин — подлинно историческая личность с полным набором атрибутов, присущих каждой исторической личности: мифами, тайнами, секретами и т.п., меня чрезвычайно интересовала. Посуди, читатель, сам! Лунин не был членом ни одного кружка будущих декабристов (кто это утверждает – или лгун, или невежда!). И не мог быть, ибо декабристы были масонами, а Лунин католиком – иезуитом (те и другие – непримиримые враги). Следовательно, Лунин не готовил ни с кем из будущих декабристов, ни о заговоре против Александра 1 и его семьи. И не составлял плана убийства царской семьи. Не был на Сенатской Площади 14 декабря: «Я не участвовал в мятежах, свойственных толпе, ни в заговорах, приличных рабам…» (из письма М.С.Лунина из Акатуя). Он был назначен адъютантом Великого князя Константина Павловича, главнокомандующего войсками Варшавского военного округа, с которым дружил. Да как дружил! По-настоящему. Великий князь сватал его за самую знатную, богатую и красивую юную польку – Натали Потоцкую, в которую Лунин был влюблен не меньше, чем Натали в Лунина. Если бы он женился на Потоцкой, он бы стал почти равен Великому князю, своему другу! И не было никаких препятствий для этого брака, кроме тайных, связанных с особой миссией М.С.Лунина. Вместо того, чтобы пойти под венец, Лунин пошел (никто его не ловил!) в ссылку с декабристами! А накануне, когда Михаил Сергеевич показал великому Клод Анри де Рувруа графу де Сен-Симону свою работу о Государстве, то велико смутил мудреца, признавшего, что его, лунинские мысли, гораздо глубже, а выводы – основательнее, чем у него самого! Но, Лунин, опять же, по непонятным причинам, отказался от лавров философа… …Будучи в ссылке, он отверг горячую любовь к себе княгини Екатерины Ивановны Трубецкой, героини «Русских женщин» Некрасова, предложив ей взамен любви – дружбу!
Больше всех красивой неправды о Михаиле Сергеевиче Лунине написал Натан Эйдельман…Одну из своих книг он назвал «Повесть о голубом гусаре». Двусмысленное название! Было это в советское время, и Натан Эйдельман, видимо думая, что Лунин, отвергая женщин, предпочитает мужчин, или того хуже… Ловко манипулируя документами и «документами», договаривается до того, что Михаил Сергеевич, якобы, заключил сделку со своими тюремщиками и дал согласие (sic!), что когда его ночью будут душить, он не окажет убийцам никакого сопротивления! До такого додумываются – нужно иметь особый «талант» или веские к тому причины! Вот откуда и «загадки» исторических личностей! Благодаря своему другу, легендарному падре Эжидио Гуидубальди (потомку мецената Рафаэля, властителя Флоренции), иезуиту и ученому, я была допущена в архив Ордена иезуитов, что в Соборе Святого Петра в Риме, и узнала, что Михаил Сергеевич Лунин был монах. И по поручению папы Римского, иезуита, Льва Х11 (Аннибале, граф дела Дженга) Михаил Сергеевич Лунин, будучи уже монахом, возлагает на себя миссию агента папы Римского в кружках будущих декабристов. Последователь Льва Х11 папа Григорий ХV1 (Бартоломео Альберто (Мауро) Капеллари) передает сестре Михаила Сергеевича Екатерине Сергеевне Уваровой золотой крест (0,5х1 метр), который должен быть положен в гроб М.С.Лунина. Екатерина Сергеевна с высочайшего позволения императора Николая 1, исполнила папскую просьбу. Могила М.С.Лунина была засекречена. На самом деле, могилой М.С.Лунина стала расщелина в скале в Акатуе…

…Но, вернусь к декабристкам. Ради них я столько наговорила выше!
Под «декабристками» я имею в виду женщин, последовавших за мужьями в ссылку, в Сибирь. Оговорюсь, что как человек русский, я разделяю восхищение их беспримерным великим подвигом.
Но, с точки зрения историка, это героическое движение жен декабристов в Сибирь, нельзя понять, исходя из него самого. Приведу несколько доводов. Во-первых, это было движение одержимых. Только одержимость, объединила и повела этих, очень разных по многим качествам, женщин. Любовь, как страсть, навязчивая идея, может сделать человека одержимым и подвигнуть его. Но, такой любви у наших «декабристок» к мужьям – не было! Две, самые знаменитые и прославленные «декабристки», в лучшем случае, уважали своих мужей, как можно уважать врагов своего государства, кем «декабристки» считали своих мужей. О Е.И. Трубецкой я уже рассказала. Княгиня Мария Николаевна Волконская любила (была возлюбленной?) Александра Сергеевича Пушкина. «Декабристки» не разделяли революционных взглядов своих мужей, и не восхищались их подвигом. Мужья не были для них примером. Следовательно, и одержимость «декабристок» имеет какой-то внешний толчок.
Декабристки не были дружны друг с другом. Каждая была вполне самодостаточной личностью, даже в лишениях, опасностях и трудностях, с которыми «декабристки» столкнулись в Сибири. Поэтому, если отбросить одержимость, то каждая пошла в Сибирь по своим собственным, другим непонятным, мотивам. И этим мотивом не была, повторяю, любовь к мужу. Умом, сердцем, и убеждениями, все они были с родными, оставшимися в Петербурге, а не с мужьями, которых они не понимали и не хотели понимать, до самой смерти. Мария Николаевна Волконская пошла в Сибирь, как в романтическое приключение, найдя там очередную любовь. Декабристки чрезвычайно мало помогали друг другу, и по пути в Сибирь, и будучи в Сибири. Каждая устраивалась свойственным ей образом. Это, что касается аристократок-декабристок. Совсем не понятны мотивы иностранки –«декабристки», и крестьянок – «декабристок». О них романтическая историография вообще предпочитает умалчивать. Таким образом, следуя канонам греческих трагедий (а Клио – еще и муза трагедии), для того, чтобы понять движение «декабристок», и откуда возник импульс одержимости, охватившей столь разных людей, и обусловивший их подвиг, нужен «Teo ex machine». То есть, некая ключевая фигура, с которой не нужно было соперничать, которой можно было подражать, не уронив собственного достоинства. И которая, была бы примером, но не живым, а легендарным. Только такая фигура могла бы индуцировать единую одержимость, столь разных личностей. В противном случае, движение «декабристок» должно было бы быть спланированным организацией. Той самой, которая спланировала развал аристократического русского общества, спровоцировав лучшую часть его, выходом на Сенатскую площадь. Это был великий заговор. Но, не против Николая, а против русской аристократии. Реальная, гражданская и личностная смерть русской элиты! Кому это было выгодно? Когда еще не зажили раны Отечественной войны!
Ключевая фигура — княгиня Наталия Борисовна Долгорукова, дочь славного графа Бориса Петровича Шереметева, генерал — фельдмаршала, и жена князя Ивана Алексеевича Долгорукова, сподвижников Петра 1. Спустя три дня после свадьбы, Иван Алексеевич был сослан в Сибирь. Наталья Борисовна последовала за ним. После казни И.А. Долгорукова (его посадили на кол), Наталья Борисовна ушла в монастырь, где и умерла.
Индуктор одержимости «декабристок» — декабрист К.Ф. Рылеев, написавший поэму «Наталья Долгорукова» («Думы»). Имея огромное влияние на декабристов, Кондратий Федорович, своей поэмой, и трагической судьбой, предопределил и организовал движение «декабристок». Но, как ни странно, это совпало с исторической необходимостью культурного и духовного завоевания русской Сибири, не знавшей крепостного права, и прелестей европейской цивилизации. Если бы не «декабристки», а, за ними, не петрашевцы, возможно и осуществился бы план генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского, отделить Русь Сибирскую от Руси Православной — как раз по Уральскому хребту. (См.: М.А. Черносвитова. «Н.Б. Долгорукова и жены декабристов. Разные судьбы. Один подвиг». М., «Современник», 1990. Она же. «Мы и петрашевцы» «Московский литератор». 1990, №№ 5-6. А также. «Дело петрашевцев» М. «Юриздат». Тома 1-2. 1945-1946 гг.).
…Вот я и закончила свой рассказ! Может быть, он тебе понравится, мой читатель. Но, буду до конца с тобой честна: я его писала не для тебя, а для себя, сидя в мягком кресле самолета, уносящего меня из России. Я — не Наталья Долгорукова. Я, как «декабристки», еду в свою «Сибирь» и даже не к мужу: к мужчине, с которым жила, и даже не в гражданском браке. Которого не люблю, и взглядов его на жизнь не разделяю. А, вот еду же!..
…Видимо прав французский психолог, социолог и криминалист Габриэль Тард: все дело в страшной силе, имя которой — подражание. Эта сила заложена в каждом человеке, особенно беспощадна она к нам, женщинах!
P.S. «В этой жизни несчастливы лишь скоты и дураки» (М.С.Лунин)
P.P.S. Вот пример подлинных исторических казусов: легендарный старец Федор Кузьмич –1) император Александр 1; 2) муж Екатерины Сергеевны, старшей сестры Михаила Сергеевича Лунина – некогда блестящий кавалергард, впоследствии жестокий и мрачный помещик, Федор Уваров, внезапно исчезнувший из своего имения.

Автор: Марина Черносвитова